МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

По дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации», учебным планом предусмотрено выполнение одной курсовой работы.

Курсовая работаэто самостоятельная творческая работа, цель выполнения которой состоит в приобретении студентами эффективных навыков работы с учебной, методической и научной литературой, закреплении знаний по изучаемому курсу, применении их к решению реальных практических задач, а также выработке конкретных практических рекомендаций по рассматриваемым проблемам.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Выполнение курсовой работы осуществляется в следующей последовательности: выбор и закрепление темы; организация научного руководства; составление и согласование плана; сбор необходимого материала: определение структуры работы; изучение требований к структурным элементам и содержанию работы; написание, оформление работы и представление её к сроку, установленному учебным графиком; рецензирование и защита курсовой работы.

2. ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

Тематика курсовой работы и методические указания по её выполнению ежегодно утверждаются на заседании кафедры. Студенты вправе предложить и свою тему исследования, если она соответствует программе дисциплины. За студентами одной учебной группы без разрешения заведующего кафедрой нельзя закреплять более двух одинаковых тем курсовых работ. Студент имеет право изменить тему, если в процессе выполнения у него возникает такая необходимость. Для этого студент должен обратиться к преподавателю, закрепившему за ним первоначальную тему. Просьба студента может быть удовлетворена в том случае, если он может убедительно аргументировать необходимость изменения темы.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА

При выполнении курсовой работы за каждым студентом заведующим кафедрой закрепляется научный руководитель из числа преподавателей, которые ведут курс «Экономика организаций».

Руководитель курсовой работы обязан:

-                  оказывать студенту помощь в разработке плана работы;

-                  рекомендовать студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме;

-                  проводить консультации со студентом, давать конкретные рекомендации, оказывать помощь в их реализации;

-                  рецензировать курсовую работу и, в установленных случаях, составлять текст рецензии на специальном бланке в двух экземплярах.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен:

-                  соблюдать согласованный план работы;

-                  выполнять рекомендации руководителя;

-                  своевременно представлять курсовую работу на рецензирование.

Студент как автор курсовой работы несет ответственность за достоверность всей информации, содержащейся в работе, и соблюдение сроков ее представления.

Спорные вопросы, связанные с выполнением курсовой работы, решаются совместно студентом и научным руководителем. При невозможности принять согласованное решение вопрос решается единолично заведующим кафедрой либо выносится им для обсуждения на заседании кафедры.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

План курсовой работы является обязательно исполняемым документом. План курсовой работы студент составляет самостоятельно в соответствии с установленной темой работы. При этом учитывается: разработанность проблемы в учебной и научной литературе; ее роль и место в структуре курса; возможность раскрытия содержания курсовой работы на практических материалах и т.п. Студент обязательно согласовывает план курсовой работы с научным руководителем.

Если студент выполняет работу на тему, не предусмотренную рекомендуемым ниже перечнем, то ее план должен быть обязательно утвержден преподавателем, который выдает задание на ее выполнение.

План курсовой работы должен состоять из трех логически взаимосвязанных структурных частей: введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложения.

При составлении плана необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткости и точности формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала.

5. СБОР МАТЕРИАЛА

Важным условием успешного выполнения курсовых работ является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы. Сбор материала для написания работы ведется в соответствии с разработанным планом.

Все материалы, используемые в процессе выполнения работы, можно условно разделить на теоретические и практические. К теоретическим материалам относятся:

законодательные акты, нормативные указания, материалы государственных органов;

учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;

статистические сборники, справочники, журнальные и газетные статьи.

Весь собранный теоретический материал должен быть хорошо изучен, проанализирован и творчески использован в выполняемой работе. Не допускается механическое заимствование текста из литературных источников. Все приводимые в работе цитаты, заимствования и цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.

Кроме тог о, необходимо широко использовать практические примеры, анализировать конкретные ситуации и явления, различные организационно-управленческие мероприятия. Для выполнения курсовой работы необходимо наличие не менее двух периодов: (базисный – отчетный, плановый – фактический), однако по двум периодам трудно выявить тенденции изменения показателей, поэтому оптимальный вариант курсовой работы должен содержать данные за три периода (например, 2007 – 2009 г.г.). Ценность курсовой работы повышается, если студент указывает, что используемые в ней таблицы, расчеты, методики, схемы, рисунки и т.п. являются результатом его собственных исследований и разработок.

Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы, логически увязаны с темой работы и использованы для обоснования выводов и предложений.

6. СТРУКТУРА РАБОТЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЁ СОДЕРЖАНИЮ

Курсовая работа дисциплине «Экономике организации» должна иметь следующую структуру:

1)                Содержание

2)                Введение

3)                Основная часть:

Глава 1. Теоретическая часть работы

Глава 2. Практическая часть работы

Глава 3. Проблемная часть работы

4)                Заключение

5)                Список использованной литературы

6)                Приложения (при необходимости).

Этот перечень определяет последовательность расположения составных частей работы. Общий объем работы должен составлять 35-45 страниц текста, выполненного 14 размером шрифта через 1,5 междустрочных интервала на компьютере.

Титульный лист – является первым листом работы, в котором содержится ряд обязательных реквизитов.

Содержание (оглавление) – включает перечень наименований всех разделов и подразделов работы с указанием номера страницы, на которой располагается начало материала. Содержание дает наглядное представление о структуре и основных проблемах, освещаемых в работе, позволяет ориентироваться в ней.

Во введении дается краткая характеристика сущности рассматриваемой проблемы или вопроса, которая определяет, насколько актуальна данная тема в науке или для самого студента. Что определило интерес к данной проблеме? Что до сих пор остается не исследованным в науке?

Особое внимание во введении уделяется определению методологического аппарата исследования, который состоит из: проблемы, объекта, субъекта, цели, задач и методов исследования.

Проблема - это то реально существующее противоречие, не соответствие между желаемым и действительным, исследование которого позволит оптимизировать какую-либо часть или весь процесс в целом. Возможно, что данная проблема ранее изучалась, но изменение условий и факторов требуют дополнительных исследований.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Объект исследования - это то, что будет изучаться. Предмет исследования - конкретная проблема существования или функционирования объекта или объект в определенном аспекте, который будет подробно изучаться в процессе написания курсовой работы. Предметом исследования могут быть новые свойства, условия, отношения, функции, содержание, способы и приемы реализации проблем. Предмет исследования находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на предмет направлено основное внимание исследователя. Именно предмет определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Именно проблема, объект и предмет исследования позволяют правильно и четко определить цель курсовой работы, которая объясняет, что намерен получить исследователь, чего он хочет достичь. Ключевыми словами в формулировке цели курсовой работы являются: изучить, рассмотреть, разработать, создать и т.п.

Конкретизация цели дается в процессе определения задач. Задачи следует рассматривать как своеобразный алгоритм достижения цели. Каждая задача может отражать ступень или этап исследования. Система задач позволяет определить последовательность основных действий исследователя. При написании курсовой работы следует избегать формулировки слишком частных задач, достаточно 3 довольно объемные задачи, отражающие ход процесса теоретического осмысления и практической разработки, на основе которых делаются выводы, вырабатываются рекомендации. В формулировке задач должно звучать не только, что собирается (или собирался) сделать автор работы, но и для чего. Например, «на основе анализа литературы по теме исследования определить особенности…».

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Все методы, традиционно используемые при написании курсовых работ, можно разделить на две группы:

1)                теоретические (анализ литературы, обобщение, систематизация и т.п.);

2)                практические (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование и др.)

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объем введения до 3 страниц.

Основная часть курсовой работы (объем 30-37) должна состоять из 3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Первая глава основной части курсовой работы носит теоретический характер. Здесь необходимо дать определение объекта и предмета исследования, кратко охарактеризовать их. При описании ключевых понятий по теме исследования можно рассматривать самые различные подходы к их трактовке от «общих» до «частных», от «широких» до «узких», используя при этом не только специальную, но и справочно-энциклопедическую литературу. Важно описать общие и выделить существенные характерологические признаки понятия, которые раскрывают его объем, полноту, суть, определяют положение в системе других понятий и его связь с другими явлениями.

Рекомендуется систематизировать все собранные определения и акценты, соблюдая все требования к оформлению цитат. Далее следует показать современное состояние исследуемой проблемы, как она отражается в новейшей учебной и научной литературе, какие существуют подходы, точки зрения, концепции. Желательно рассмотреть опыт изучения данного вопроса, как в отечественной, так и зарубежной науке. При написании первой главы наряду со специальной литературой, материалами периодических изданий (журналы, газеты) нужно использовать законодательные акты и нормативные документы, причём ссылка на эти документы обязательна.

Объем первой главы  12-15 страниц. Иными словами, в первой главе курсовой работы рассматривают теоретические и правовые аспекты объекта и предмета исследования. Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической части и главы в целом сделать краткие выводы, конкретизирующие, что же было получено на данном этапе исследования или к каким результатам пришел студент.

Вторая глава основной части курсовой работы носит аналитический характер. В параграфе 2.1 следует дать краткую характеристику предприятия, для которого изучаются объект и предмет исследования. Информационной базой служат данные статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, Паспорт предприятия и т.п. Здесь же указать организационно-правовую форма предприятия, сферу деятельности, рассмотреть производственную и организационно-управленческую структуру, привести основные технико – экономические показатели за ряд лет и т.д.

В параграфе 2.2 необходимо проанализировать предмет исследования на примере данного предприятия, т.е. выявить имеющие место проблемы, указать причины их возникновения, указать степень влияния этих проблем на результаты работы предприятия. Анализ следует сопровождать необходимыми расчётами. На основании произведённых необходимо дать оценку либо эффективности функционирования объекта исследования, либо степени использования ресурсов, либо целесообразности применения определённых способов управления производственными процессами и т.п. в зависимости от темы работы и задач исследования. Объем второй главы 10 - 12 страниц.

Третья глава основной части курсовой работы - проблемная часть. В ней следует описать предлагаемые автором работы: либо пути решения проблем исследуемого объекта, либо пути совершенствования применяемых способов управления производственными процессами, либо пути повышения эффективности использования ресурсов, либо основные способы улучшения работы объекта исследования, либо направления развития объекта и т.п. Объем третьей главы 8-10 страниц.

Заключение представляет собой итог выполненного исследования. В нем приводится краткое содержание и выводы по всем трём главам основной части работы. Заключение не должно содержать никакой новой информации, его задача лишь обобщать вышеизложенное. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму последовательного, логически стройного изложения полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Объем заключения 2-3 страницы.

Список литературы отражает степень изученности студентом рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые вообще были использованы автором при написании работы. Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15-20.

Приложение содержит вспомогательные иллюстрированные материалы: копии документов и форм бухгалтерской отчетности, громоздкие таблицы, графики, схемы, компьютерные распечатки и т.д. Приложения не входят в общий объем работы.

7.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Правила оформления курсовой работы подробно изложены в методических указаниях по оформлению, разработанных кафедрой информационных технологий.

8. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА

Законченная курсовая работа сдается на рецензирование с предварительной регистрацией у методиста факультета (института). Срок сдачи работы установлен графиком выполнения письменных работ.

Работы, представленные с нарушением предусмотренных сроков без уважительных причин, рецензированию не подлежат. При рецензировании и оценке курсовой работы учитывается: полнота освещения основных вопросов темы в соответствии с ее планом и качество анализа материалов; использование дополнительной литературы, практических материалов конкретного предприятия отрасли; литературный стиль и грамотность изложения вопросов темы.

После окончательной проверки работы научный руководитель выдает рецензию с заключением о возможности допустить (или не допустить) курсовую работу к защите. Не допущенную к защите работу необходимо переделать в соответствии с замечаниями преподавателя и представить повторно для проверки, вложив в нее рецензию на первый вариант работы. В отдельных случаях студент, с разрешения научного руководителя, может представить дополнительные материалы (доработку), не переписывая всю работу.

Защита курсовой работы проводится до сдачи экзамена по курсу «Экономика организаций» публично в комиссии из двух преподавателей кафедры. На защите студент должен кратко изложить основное содержание работы, уделив особое внимание выводам и предложениям, которые и составляют предмет защиты; дать ответы на замечания рецензента и на возникшие в процессе защиты вопросы.

При защите курсовой работы используются наиболее важные и существенные материалы, все новое и ценное, что получено студентом в результате проведенного исследования. Не рекомендуется излишнее внимание уделять изложению общеизвестных положений, теоретических материалов, высказываниям декларативного характера.

Во время защиты студент вправе пользоваться своей курсовой работой.

Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку и подготовить подробный доклад для повторной зашиты.

 

 

Hosted by uCoz